Задания для рубежного контроля
по дисциплине «Основы патологии»
тема: Содержание и задачи предмета.
для студентов специальностей «Сестринское дело», «Акушерское дело»
1. Здоровье — это
а) хорошее самочувствие и отсутствие признаков болезни;
б) отсутствие жалоб и нормальные лабораторные анализы;
в) состояние полного физического и психического благополучия;
г) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
2.Патологическая реакция — это
а) разновидность болезней;
6}кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие;
в) необычный результат лабораторного анализа;
г) защитная реакция организма на неблагоприятное внешнее воздействие.
3.Один и тот же патологический процесс
а) вызывается только одной причиной;
б) бывает только при одной болезни;
в) может быть вызван различными причинами и возникать при различных болезнях;
г) при конкретном заболевании не может сочетаться с другими патологическими процессами.
4. Этиология — это
а) учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней;
б) учение о механизмах развития болезней;
в) исход болезни;
г) причина и механизм патологического процесса.
5. Профилактика в медицине направлена на
а) выявление причин заболеваний;
б) выявление причин заболеваний, их искоренение или ослабление;
в) улучшение условий труда и отдыха;
г) закаливание организма и предупреждение инфекционных заболеваний с помощью прививок.
6. Патогенез — это
а) раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней;
6)то же самое, что и патологический процесс;
в) заболевание определенного вида;
г) причина болезни.
7. К исходам болезни относится
а) выздоровление;
б) обострение болезни;
в) ремиссия;
г) рецидив.
8. Клиническая смерть — это
а) смерть в лечебном учреждении;
б) смерть от заболевания;
в) состояние, которое может быть обратимым;
г) состояние, при котором погибает кора головного мозга.
9. Рецидив болезни — это
а) обострение хронического процесса;
б) повторное возникновение одной и той же болезни;
в) исход болезни;
г) стадия болезни.
10. Патологическое состояние
а) является особым видом заболевания;
б) является начальным периодом болезни;
в) может возникать в результате ранее перенесенного заболевания;
г) является кратковременной необычной реакцией на внешние раздражители.
11.Причины болезни могут быть
а) внешними и внутренними;
б) постоянными и временными; *
в) легкими и тяжелыми;
г) острыми и хроническими. -
12.При неполном выздоровлении
а) сохраняются слабо выраженные симптомы болезни;
б) возникает рецидив болезни;
в) сохраняются изменения в лабораторных анализах;
г) в организме присутствуют остаточные явления в виде нарушений структуры и функции.
13.Острое заболевание обычно протекает
а) 1~2 дня;
6) 5—14 дней;
в) 30-40 дней;
г) в отдельных случаях в течение нескольких месяцев.
Ответить на вопросы:
- Предмет патологии, содержание и задачи.
- Нозология. Разделы нозологии.
- Периоды болезни.
- Смерть. Признаки клинической смерти.
- Признаки биологической смерти.
- Понятие о реактивности.
- Иммунитет.
Решить ситуационные задачи
1. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ (НОЗОЛОГИЯ)
Задача 1
В клинику был госпитализирован ребенок 12 лет с диагнозом левосторонняя крупозная пневмония. Известно, что крупозная пневмония вызывается пневмококком. Со слов матери, ребенок не имел контакта с больными пневмонией, но за 10 часов до начала острых проявлений заболевания "окунулся" в прорубь.
Что явилось причиной крупозной пневмонии (инфекционный фактор или переохлаждение)?
Задача 2
Больная С, 40 лет, поступила в клинику с жалобами на боль пульсирующего характера в области верхней губы, головную боль, общую слабость, потерю аппетита. Объективно: верхняя губа отечна, прощупывается гнойный узел с плотной головкой. Температура тела 38,5°С. Содержание лейкоцитов в крови 18*10%, СОЭ-20 мм/ч. Из анамнеза известно, что больная страдает фурункулезом.
- Какова взаимосвязь описанных местных и общих изменений?
- Существуют ли местные патологические процессы?
- Всегда ли общее является ведущим при развитии патологического процесса?
Задача 3
Больной А., 45 лет, прибыл в Мацесту для курортного лечения, с жалобами на слабость и боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако, вскоре процедуры пришлось отменить, т.к. по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось АД и появлялись головные боли.
- Определите вид патологии (патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние) у больного.
- Обоснуйте свое заключение.
Задача 4
Больной С. 18 лет. доставлен в приемное отделение больницы в тяжелом состоянии. Во время лыжной прогулки заблудился в лесу и уснул под деревом. Найден через сутки. Объективно: сознание утрачено, ректальная температура 25°С, кожные покровы и видимые слизистые бледные, с синюшным оттенком, зрачки расширены, систолическое АД - 40 мм рт.ст. (диастолическое не определяется). Пульс - 30/мин. дыхание редкое поверхностное, рефлексы снижены, большая чувствительность отсутствует.
- Какому этапу (периоду) терминального состояния соответствует указанный комплекс нарушения жизнедеятельности?
- Обоснуйте свое заключение.
Задача 5
Больной С, 27 лет, доставлен в медпункт в тяжелом состоянии. Кожные покровы и слизистые цианотичны, пульс 146/мин, слабого наполнения. АД -90/60 мм рт. ст, дыхание частое, поверхностное, I тела 40,5°С. По свидетельству сопровождавших, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение 40 мин. работал при температуре воздуха 70°С и высокой влажности.
Можно ли определить указанный симптомокомплекс нарушений жизнедеятельности как терминальное состояние? Обоснуйте свое заключение.
Задача 6
Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.
- Что явилось причиной заболевания?
- Какие условия способствовали развитию заболевания?
Задача 7
Техник К., 26 лет, в течение нескольких часов находившийся в зоне аварии на АЭС, экстренно доставлен в клинику с жалобами на тошноту, рвоту, головную боль, повышение (тела, общую слабость, сонливость. В течение следующих суток пребывания в стационаре отмечалось дальнейшее повышение температуры тела, лабильность пульса. АД с тенденцией к гипотензии, появление менингиальных симптомов, смена периодов сонливости и эйфории, нарастающим помрачением сознания вплоть до сопора. В анализе крови нейтрофильный лейкоцитоз и лимфоцитопения.
- Назовите патологию, развившуюся у пациента.
- Обоснуйте Ваше заключение.
- Объясните патогенез указанных симптомов.
Задача 8
Водолаз Т., 26 лет. работая под водой в кислородном изолирующем аппарате, в силу необходимости вынужден был нарушить инструкцию и опуститься на глубину свыше 20 метров. При этом у него внезапно развился приступ судорог с потерей сознания. Водолаз был быстро извлечен на поверхность и освобожден от снаряжения. Приступы судорог повторились ещё несколько раз. затем были купированы противо-судорожными средствами.
- Объясните патогенез указанных симптомов.
- Как предупредить их развитие при глубоководных спусках?
Задача 9
Больной А., 40 лет, поступил в клинику с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, нарушение сна, головные боли, снижение аппетита, поносы. Считает себя больным в течение последних 2 лет. Заболевание развивалось постепенно, без видимых причин. Последние 10 лет работал рентгенологом. Техникой безопасности нередко пренебрегал. Анализ крови: эритроциты -3,7*102/л, Нв - 85г/л, ретикулоциты - 0,1%, лейкоциты -3,8*109/л, лимфоциты -14%. В мазке много гиперсегментированных нейтрофилов.
- Назовите патологию, развившуюся у пациента.
- Объясните механизм развития астенического синдрома, изменения со стороны системы крови и пищеварения.
Задача 10
Придя домой с пляжа, на котором Михаил П., 18 лет, провел 6 часов, он почувствовал слабость, головокружение, пульсирующую боль в голове, озноб, тошноту. Через 30 мин после этого у него началась рвота; температура -39° С. Прием аспирина и спазмолгина облегчения не принесли, состояние еще более ухудшилось, хотя температура снизилась до 37°С, и Михаил вызвал скорую помощь. По дороге в больницу он потерял сознание, в связи с чем был доставлен в реанимационное отделение.
- Какой патологический процесс развился у пациента? Ответ обоснуйте.
- Каковы его возможные причины, стадии и механизмы развития?
- Почему состояние пациента продолжало ухудшаться на фоне снижения температуры тела?
- В чем причина потери сознания пациентом?
|